К основному контенту

Может ли настоящее обучение быть коротким?

С нового года пытаюсь завести себе привычку - каждый день публиковать пару ссылок про e-learning, про HR и про обучение и все, что с ним связано. Я подписана на несколько десятков рассылок, новости и статьи приходят, нужно делиться. Прежде чем публиковать - читаю, анализирую. И вот какой вопрос меня все чаще стал занимать - А может ли настоящее обучение быть коротким? Таким коротким, каким его сегодня предлагают сделать все, те, кто уверен, что длинное обучение никто проходить не будет и вообще это прошлый век. 

Стоит разобраться с тем, что мы понимаем под обучением. Если речь идет о том, что человеку нужно сообщить, что у нас в компании поменялись правила оформления клиентов, то тут и правда нужно что-то очень короткое. Ведь нам нужно всем эту новость сообщить быстро и гарантировать, что она «осела». Вот тут нужно емко и по делу. Со ссылкой на детали и подробности. И пара напоминаний про то, что теперь мы работаем иначе. В результате получаем: информирование + система поддержки принятия решений. Новое тут ложиться на уже понятные внутренние модели поведения компании, на процессы, которые давно есть. И на существующие у сотрудников ментальные схемы, что сильно помогает в обработке полученной информации. 

Теперь посмотрим на другой пример. Мы хотим, чтобы наши руководители всех уровней и все те, кто работает с сотрудниками, освоили инструменты управления изменениями. Скорее всего, в начале нам это нужно для внедрения чего-то большого и важного, а потом уже и для повседневной деятельности. А управление изменениями - это большая тема, которая требует большого количества времени на понимание. Да, ее тоже можно переложить на наборы по 10 советов, но это будет уже немного другая история. 

Если же мы действительно хотим, чтобы люди поняли, что такое управление изменениями, чтобы могли применять эти инструменты в самых различных ситуациях, то нам нужно много учебного материала, много книг, много занятий и много размышлений участников такого обучения. Размышления тут имеют огромное значение. Да, мы можем и важные мысли доставлять небольшими частями. Но такие большие темы (а есть и те, которые еще больше) требуют времени. Нужно читать, нужно думать, примерять на себя и на свои разные ситуации. Это не модули на 5 минут на бегу. 

Вообще, обучение - это самостоятельная и достаточно трудоемкая активность. Нет ничего страшного в том, чтобы попросить тех, кто учится, сконцентрироваться на  30 минут или даже на час. Погрузиться в тему, сделать существенное задание. Потому что за 5 минут нельзя сделать задание, от которого будет реальный смысл. Потому что в реальности это действие, которое мы должны тренировать в задании, займет больше 5 минут. Иногда - намного больше. 


Короткое обучение должно быть частью программы. Важной частью. Это прекрасный способ регулярного столкновения с темой, повторения и погружения. Это отличная поддержка принятия решений после обучения. Но вот как основной источник - стоит задуматься. Может быть мы слишком много уделяем внимания способам сделать обучение более привлекательным и забываем, что есть предел и есть процессы, которые нельзя поменять под все запросы потребителей? 

Комментарии

teleinfo написал(а)…
Короткое обучение есть и должно быть. Это называется инструктаж ;)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела