К основному контенту

Подбор e-learning специалиста

В разных e-learning группах на LinkedIn и прочих сообществах регулярно сталкиваюсь с обсуждениями западных коллег: где лучше получить образование в области e-learning и педагогического дизайна, выпускников каких вузов лучше брать на e-learning должности, где можно сертифицировать e-learning специалиста. На западе программ обучения в этой области действительно очень много. Это говорит и о том, что там действительно больше подготовленных специалистов, и о том, что там e-learning - это специальность, которой люди хотят учится и за эти знания готовы платить деньги (и не малые порой).

Но, что очень важно, это еще и дает возможность получить некоторые параметры для подбора специалиста по электронному обучению - что он должен знать и уметь, какие бывают профили и специализации. У нас с вами сейчас таких параметров нет - нет никакого формального образования в этой области и опираться практически не на что. А специалистов подбирать все равно нужно. Встает вопрос: кого рассматривать на такие позиции и на что смотреть?
1. На формальное образование смотреть не стоит - практика показывает, что отличные специалисты по e-learning получаются и из психологов и из биологов. Иногда стоит более внимательно присматриваться к тем, у кого образование в области ИТ и программирования, потому как они могут быть склонны к усложнению технического процесса разработки и могут мало внимания уделять методическим вопросам (хотя если вы ищите именно технического разработчика, то такие люди могут быть даже более привлекательны для вас).
2. Стоит смотреть на опыт работы: если человек делал курсы, попросите эти курсы посмотреть (хотя бы скриншоты), если внедрял СДО, то стоит попросить тестовый доступ (иногда нужно будет общаться с бывшим работодателем, чтобы такую возможность получить). Смотреть нужно на примеры, на реальный опыт.
3. Когда изучаете примеры, задайте вопрос - почему вы здесь сделали именно так, а не иначе. Послушайте объяснение - насколько человек понимает особенности обучения онлайн, насколько внимательно относится к задачи обучения. Если вы спросите про назначение какого-то интерактива, а вам в ответ скажут, что просто был такой шаблон в авторском средстве, то это будет уже некоторый звоночек.
4. Когда речь идет о человеке без опыта работы, то такого лучше всего брать в подчинение к том, кто уже про e-learning имеет нужные знания. А если вы хотите проект начать с нуля и человека взять без опыта, то это может создать лишние проблемы - учиться будут на вашем проекте, а это не всегда хорошо. В целом, если человек без опыта работы, то стоит узнать, почему именно e-learning, откуда узнали про тему, на каких материалах обучались хотя бы базовым вещам.
5. Хороший параметр для оценки кандидата - знание английского языка. Вся основная литература про e-learning, книги, статьи - все на английском. На том, что есть в рунете, качественно обучиться нельзя, недостаточно просто базовой информации. Поэтому если человек английский знает, то это сразу плюс.
6. Дайте тестовый проект. Даже если человек вам очень понравился, я рекомендую попросить сделать небольшой тестовый проект (на основе тех обязанностей, которые ему предстоит выполнять). И посмотреть, какие будут идеи.
7. Обратите внимание на умение работать с информацией, особенно если вы ищите человека, который будет делать курсы. Дайте несколько страниц текста, попросить придумать, как этот текст можно представить в электронном виде. Если вам формат покажется интересным - отлично. Если ничего не поменялось - стоит задуматься.

Подбор человека очень сильно зависит от задач, которые вы хотите решить и от времени, которое вам доступно. Если вы проект только начинаете, то стоит брать человека опытного, который сразу начнет работать. Если проект уже идет, то можно брать менее опытных специалистов, которых можно будет развивать в будущем.

Мы новых сотрудников набираем постоянно, новые проекты, компания развивается. И в последнее время пришли к выводу, что самое главное для кандидата - желание развиваться именно в этой области, понимание, что у e-learning есть свои особенности в части представления информации и умение работать с информацией в целом, представлять ее во "вкусном" виде. Работе с авторскими средствами, процессам и процедурам - можно научить. И еще важно, чтобы человек был "вашим".

Комментарии

Павел Червов написал(а)…
Работаю e-learning специалистом в одном учебном заведении Петербурга.
Буквально сегодня утром я размышлял о своей работе...
На работу меня принимали как PHP-программиста, кем, собственно, я и хотел быть. На практике только 30% своего времени я трачу непосредственно на разработку, все остальное время занимаюсь совершенно не программистскими задачами, например:

- встретиться с методистами, обсудить регламент работы в СДО (Система дистанционного обучения)

- Подготовить инструкции

- Провести обучение сотрудников по работе в СДО

- Помочь преподавателю загрузить материал в свой курс

- разместить какие-то объявления в СДО

- сейчас шеф хочет чтобы мы адаптировали нашу СДО под мобильные платформы

- провести презентацию, найти свободный кабинет, проверить работоспособность проектора и т.п.

Из этого можно понять, специалист E-lerning - "и жнец и швец и на дуде игрец". Тут вам и верстка и программирование и контент менеджмент, и обучение персонала, и организация учебного процесса, ответственность. В идеале, конечно, надо чтобы все этим занимались разные соответствующие специалисты., но кто будет держать 5 человек для того чтобы закрыть "вопрос с СДО"...

Хочется заниматься своим делом..., наверное скоро уволюсь.


Петров И.Е. написал(а)…
Павел, ваша ситуация типична и свойственна большинству Российских предприятий, где отсутствует качественный менеджмент... Так что не факт, что на новом предприятии Вас не будет ждать тоже самое:), если Вы конечно не будете искать работу чисто программистом:). В вашем случае объясните начальнику, что такое операционный анализ работ, что такое распределение обязанностей, ну и наконец,что такое нормирование труда))) Я конечно понимаю, что поиски правды это путь к увольнению, но терять то вам нечего))) А руководителя с гуманитарным образование можете чему нибудь научить:)))
Павел Червов написал(а)…
Петров И.Е, да, вы все правильно написали - такая ситуация почти везде, и что "поиски правды это путь к увольнению". В любом случае, положительная сторона у этого опыта есть - теперь я знаю что такое быть специалистом e-Learning, теперь я четко для себя понимаю чем я хочу заниматься (на следующем месте работы). Спасибо что откликнулись! Успехов!
Elena Tikhomirova написал(а)…
Павел, тут весь вопрос в том, что именно вы хотите делать. Я потому и писала, что когда ИТ-специалисты идут в e-learning им чаще всего хочется заниматься именно разработкой, а такое возможно только в компании-разработчике, в которой есть отдельно методисты, отдельно разработчики и есть интересные, с точки разработки, проекты. Внутри вузов и компаний чаще нужны другие люди, которые будут, прежде всего, готовы методическую часть делать и административными делами заниматься.
Jury Belonozhkin написал(а)…
Павел, не спешите с выводами. На самом деле Вам крупно повезло. В статье Елены целая серия скрытых сигналов, один из которых мне особенно нравится и он касается именно Вас. Дело в том, что мне однажды пришлось в течении 8 лет возглавлять большой компьютерный отдел, в котором было немало сильных программистов, но долгое время (до меня) толку от них не было никакого. Они не только слабо знали предметную часть (что надо автоматизировать) и даже бравировали этим - не наше дело вникать в чужие мелочи. И сами почти не программировали и делали это крайне плохо. Мне пришлось их убедить в том, что надо стать на сторону пользователя, надо досконально знать их задачи и проблемы. У Вас уникальная ситуация - есть шанс разобраться в методике, в содержании учебного процесса в хорошем вузе. Не ждите, что главный босс начнет Вас всему учить, спрашивайте сами как можно больше про организацию учебного процесса, вникайте сами во все мелочи, и тогда Вам будет гораздо легче использовать свой потенциал. Он обязательно выстрелит, если Вам станут понятны все тонкости учебного процесса. Уверяю Вас, помощники у Вас всегда будут. Вы сами начнете вскоре генерировать полезные решения, отсекать лишние задачи, коллеги потянутся к Вам очень быстро. И, наконец, ставить задачу Вы будете себе сами, т.к. никто, скорее всего, ее Вам не сформулирует. Не думаю, что это плохо: так живут большинство менеджеров и программеров.
Павел Червов написал(а)…
Елена, я и не спорю, просто поведал о своем опыте работы таким специалистом, и подтвердил вашу точку зрения.
Павел Червов написал(а)…
Юрий, спасибо за поддержку, Вы, как никто другой, поняли ситуацию. Ситуацию, когда невольно получаешь опыт, но сомневаешься в том, что этот опыт пригодиться в будущем....
Спасибо!
Elena Tikhomirova написал(а)…
Юрий, спасибо за комментарий! Очень хорошо вы передали мои мысли! Важно, чтобы люди, которые занимаются внедрением e-learning понимали, что тут дело не в том, что и как настроено, какие есть возможности, а в том, что учиться будут люди и нужно сделать так, чтобы они и учились и им это было удобно и комфортно.
Jury Belonozhkin написал(а)…
Всем спасибо за добрые слова в мой адрес.
Хочу добавить еще одно свойство специалиста по eLearning. Умение тактично уходить от задач, которые забирают массу ресурсов, но ничего не дают или дают очень мало в итоге. Конечно, это высший пилотаж, который доступен не всем. Конечно, это касается любой сферы деятельности, но дело в том, что эту сферу нужно просто хорошо знать. Например, в перечне функций Павла их как минимум две.
Ну и хорошо бы знать Павлу завести систему учета заявок и их выполнения (тикет-деск). По опыту - выручает безотказно. И которая работает круглые сутки.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела