К основному контенту

Нужна ли в курсе графика?


Всем привычная форма передачи информации - текст. Мы привыкли читать книги, писать документы, читать и писать сообщения. В обучении печатного слова порой больше, чем усного. Почему вдруг текст в электронном обучении стал чем-то неэффективным? Хороший вопрос, правда? Почему вдруг слушатели не могут прочитать старый добрый текст и взять из него нужную информацию?

Как минимум потому, что читать с экрана неудобно. Но этот аргумент скоро работать перестанет, потому как мы все чаще читаем с планшетных компьютеров и прочих электронных носителей. Да и на обычных компьютеров появилось не мало программ для удобного чтения.

Перегрузка информацией. Вот этот момент более актуальный. У меня сейчас в браузере открыто табов эдак 20 с тем, что нужно прочитать и до чего у меня просто не доходят руки. И эта та информаций, которую добыла сама и никто меня не просил ее читать. Боюсь, что чисто текстовый курс, да еще тот, который нужно пройти не собственному желанию, там просто пропадет, в одном из табов.

Более того мы обладаем способностями визуального мышления (кстати, по мнению ученых, именно умение работать с визуальной информацией отличает человека от обезьяны). Графика воспринимается нашим мозгом проще и с меньшей когнитивной нагрузкой, если они созданы правильно.

Правильно подобранный графический ряд будет не только делать курс более конкурентоспособным, потому как картинки всегда приятнее смотреть, чем много-много текста. Он будет еще делать курс более эффективным, потому как сильно развитое визуальное мышление будет на нашей стороне и поможет "положить" информацию в голову слушателя. 

Комментарии

Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Елена, я лично всегда был уверен, что графика нужна. Вот вопрос - когда, для кого, для чего нужна и какая графика. Мода на рисованных и 3D- недочеловеков (и животных :)) уже захлестнула всех и вся. Бродят синие персонажи по зеленым коридорам и "решают учебные задачи". При этом учащимся предлагается ассоциировать себя с этими синими невеселыми ребятами.
Не успели мы оглянутся, как за 3-4 года "невеселые человечки" стали признаком дурного тона.
На что же можно обратить внимание в дополнение к текстовым курсам и "синим гуманоидам" при создании электронных средств обучения?
Ну, во-первых, для разных целей и аудиторий нужно научиться использовать разные инструменты (не берусь коротко изложить свою концепцию в данном комменте).
А во-вторых, предлагаю обратить внимание одно из современных направлений предъявления информации - инфовизио (инфографика). Мы уже накопили некоторый опыт разработки курсов с яркими элементами инфографики, а также подготовили небольшое исследование на тему использования различных направлений визуальной графики с целью обучения. Надеюсь, на этой неделе эти материалы будут опубликованы у Юрия Духнича.
Теоретические аспекты проблемы обсуждаются в основном на ресурсах посвященных финансовой и бизнес-аналитике. Есть в этой области и свои гуру, причем люди не только талантливые, но и открытые для общения.
Вот работа «Виды визуализации и решаемые задачи» http://tupoebydlo.livejournal.com/34913.html
Денис написал(а)…
Елена, вы правильно заметили, что визуальный ряд должен быть "правильно подобранным". Недавно столкнулся с термином "картинка с концентрированным смыслом". Мне этот термин очень понравился, потому как очень точно описывал требования к графике: графика должна максимально полно отражать смысл информации. В таком случае пользователю будет достаточно припомнить картинку и содержание материала автоматически всплывет в голове, потому как ассоциации - один из самых мощных приемов запоминания
Elena Tikhomirova написал(а)…
Андрей, спасибо за коммент!

Полностью согласна про человечков и прочей живности! Особенно про то, что слушатель так или иначе себя с ними ассоциирует. И более того, они могут быть настолько непривлекательными, что смотреть противно. Животные - вообще отдельный разговор.

Очень важная мысль про аудитории и цели - графика сильно зависит от того, с кем имеем дело. Мне кажется, что для взрослого человека с опытом работы сдержанные визуальные схемы и инфографика - оптимально. Особенно в сочетании с хорошими и качественными фото, для передачи эмоций.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Денис, точно совершенно! Есть даже такой принцип дизайна иллюстраций для учебного материала - концентрация, емкое и точное представление смысла иллюстрации.
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Друзья, инфографика может быть не только сдержанной (информативной), но и яркой. Вот ряд из 70-ти "прекрасных примеров инфографики" :)
http://www.visions.com.ua/70-prekrasnyx-primerov-infografiki/
Мы уже активно используем данные методики и в разработке курсов и в развитии наших средств авторской разработки.
Постников Сергей написал(а)…
Моя капля: необходимо органическое сочетание всех средств доставки и представления информации, и чем больше этих средств, тем лучше. Допустим, на мой взгляд, даже повтор - когда одна и та же информация подается различными способами. Любой инструмент, в том числе и инфографика, хорош, но не универсален. И повышенное внимание к последнему настораживает: как бы не превратились курсы в набор плакатов из кабинета военного дела. ;)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела